Как побороть тревожность у дошкольника

.

Ребёнок дошкольного и младшего школьного возраста в психологическом плане чрезвычайно уязвим. На его неокрепшую психику ежедневно оказывается серьёзное давление. Распространённым результатом такого воздействия является формирование тревожности. Наличие этого психологического состояния у малыша оказывает существенное негативное влияние на формирование его личности. Поэтому родителям важно знать, каким образом проводится коррекция тревожности у дошкольников.

коррекция тревожности у дошкольников

Характеристика детской тревожности

Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, которая выражается в отрицательно окрашенных эмоциях из-за неопределённости, неизвестности результата какого-либо события или действия. Причины тревоги обычно не осознаются, что отличает ее от страха. У детей состояние имеет ярко выраженные особенности.

Причинами, оказывающими ключевое влияние на формирование психологической особенности, являются следующие факторы:

  1. Отсутствие чёткой линии поведения в отношении требований со стороны родителей, воспитателей и учителей.
  2. Завышенные требования.
  3. Претензии с негативным контекстом, вызывающие напряжённость.

Исследование уровня тревожности у детей

На основе данных исследований установлена закономерность: в дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики имеют большую склонность к тревожности. Начиная с 12 лет «лидерство» переходит к девочкам. Различаются и объекты, вызывающие психологическое состояние в возрасте от 3 до 7 лет:

  • мальчики болезненно относятся к вопросам наказания и насилия,
  • девочки — к выстраиванию нормальных взаимоотношений с другими людьми.

Психологами установлена взаимосвязь степени тревожности детей от эмоционального и психологического состояния взрослых. Чем выше напряжённость в отношениях родителей, педагогов, тем выше уровень беспокойства малышей.

коррекция тревожности у дошкольников

Как выявить детскую тревожность

Прежде чем проводить коррекцию, нужно точно установить наличие у ребёнка психологических проблем. Для выявления тревожности используют комплексный подход, который включает: выявление визуальных признаков в поведении, опрос родителей, проведение тестов.

Признаки тревожности у ребёнка

Общие признаки тревожности детей дошкольного, младшего школьного возраста и подростков:

  1. Напряжённость взгляда.
  2. Робость и неуверенность.
  3. Тихий голос.
  4. Опасливость — отказ от новых игрушек, участия в новых видах деятельности.
  5. Самокритичность, повышенные требования к себе.
  6. Поиск одобрения взрослых во всех делах.
  7. Низкая самооценка.
  8. Пугливость, наличие страхов.
  9. Эмоционально чувствителен.

Способы коррекции дошкольной тревожности

На снятие психологической напряжённости направлена коррекция дошкольной тревожности. Она включает комплекс игровых, расслабляющих и поведенческих мероприятий. Лечение должно учитывать особенности психологического состояния малыша и причины хронического беспокойства. Исходя из этих данных, определяется комплекс коррекционных процедур, характер их проведения.

Коррекция тревожности должна решать 3 задачи:

  1. Нормализация самооценки.
  2. Обучение управлению своим поведением, эмоциями в различных неопределённых ситуациях.
  3. Устранения состояния мышечного напряжения.

Существует большое количество программ, с помощью которых можно лечить тревожность у дошкольников и младших школьников. Их структура и содержание зависит от возраста, места проведения, степени проявления беспокойства. Все программы разбиваются на блоки, которые направлены на решение задач самооценки, управляемости и устранения напряжения.

коррекция тревожности у дошкольников

Общие блоки в программах коррекции:

  1. Диагностический. Блок включает тестирование на выявление страхов, оформленное в виде разговора, игры, рисования.
  2. Установочный. Подтверждение имеющихся проблем, демонстрация их наличия воспитателям, родителям. Выполняется в форме игротерапии и релаксации.
  3. Коррекционный. Производится снятие тревожности. Используются игровые упражнения на взаимодействие и установление коммуникаций (изображение предметов, другие дети должны угадать).
  4. Оценочный. Игровые упражнения на проверку наличия напряжения (разрывание бумаги, расслабленные дети без проблем присоединяются к процессу).

Повышение самооценки

Для восстановления самооценки ребёнка до естественного уровня нужно ежедневно на протяжении длительного времени выстраивать грамотную систему взаимоотношений. Действия родителей и воспитателей, влияющие на нормализацию самооценки:

  • уважительное отношение,
  • обращение по имени,
  • поощрение, похвала, выделение в присутствии других детей за незначительные успехи, положительные результаты,
  • искренность при похвале, дети чутко реагируют на обман и болезненно воспринимают его,
  • объяснение причин положительного отношения к нему.

коррекция тревожности у дошкольников

Повышению самооценки способствуют групповые игровые занятия «Комплимент» или «Я дарю тебе». Для наглядности эффективно использовать «Дневник достижений». Его оформляют в виде плаката (цветок с лепестками, домик с окошками), где к основному полотну с фотографией и именем малыша можно крепить дополнительные элементы, которые обозначают конкретные достижения.

Дневник закрепляют на стенде, шкафчике или стене. В нём отмечаются все достижения за день, неделю или другой период. Метод эффективен в детских садах, начальной школе.

Тренинг на снятие тревожности у подростков «Слепой танец»:

  1. Дети делятся на пары.
  2. В каждой паре — одному ребёнку завязывают глаза платком, он «слепой». Второй остаётся «зрячим».
  3. Пары танцуют под лёгкую музыку в течение 1—2 минут.
  4. «Зрячий» и «слепой» малыши меняются ролями.

Тренинг позволяет одновременно наладить коммуникативные навыки, вселить уверенность, снять напряжённость и расслабить.

Обучение контролю за собственным поведением

Первый важный фактор при обучении управлению поведением — умение делиться своими переживаниями, состоянием. Детям до 7 лет свойственна черта, когда они скрывают истинное состояние дел при беспокойстве. Так, малыш говорит, что ничего не боится, но на практике это может означать обратное. Такое состояние ребёнка определяет его поведение.

коррекция тревожности у дошкольников

Чтобы узнать реальное положение дел, эффективно приобщать детей к обсуждению таких вопросов. Воспитатель или родитель доверительным тоном просит детей поделиться их переживаниями и чувствами в неожиданных ситуациях.

Важно, чтобы малыш рассказал о своих тревогах и страхах. Для решения этой задачи можно использовать рисование. Воспитатель просит детей нарисовать вещи или события, которые их пугают.

Наглядность примеров, обсуждения в группе, общение с другими людьми и детьми наглядно показывает ребёнку, что страхи и тревоги есть у всех людей. Такое понимание позволяет малышу раскрыться и чувствовать себя спокойнее.

Снятие мышечного напряжения

Работа с мышечной напряжённостью позволяет малышу справиться с физиологическими проявлениями во время тревожных состояний.

Способы, которыми можно снять мышечное напряжение:

  1. Релаксация, расслабление.
  2. Дыхательные техники.
  3. Йога.
  4. Массаж.
  5. Растирание тела.
  6. Бассейн.
  7. Молитва.

Отдельно стоит выделить организацию маскарадов, театральных представлений, во время которых дети облачаются в новые одежды, меняют поведение, вживаются в образы своих героев. Такой подход позволяет научить детей управлять своим телом — мимикой, жестами.

Коррекция тревожности у детей с задержкой психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) — отклонение в темпах развития психики ребёнка, проявляющееся в том, что отдельные функции (память, эмоции, внимание, волевая сфера, мышление и др.) менее сформированы, не соответствуют возрастной норме. На основе исследований установлено, что у дошкольников этой группы в возрасте до 7 лет наибольший процент развития тревожности. Главное отличие рассматриваемого недуга таких малышей — повышенная эмоциональная неустойчивость.

Дети с ЗПР требуют специальных мер коррекции, которые должны учитывать особенности развития ребёнка. Для этого в программы снятия психической напряжённости включаются специальные упражнения и игры.

коррекция тревожности у дошкольников

Работа с родителями

При коррекции тревожности важно добиться понимания ситуации со стороны родителей. Мама и папа должны осознавать, что успех снятия психологического напряжения зависит от них. А для достижения цели стоит придерживаться строгих правил поведения по отношению к малышу.

Рекомендации родителям:

  1. Снизить требовательность — просить только о посильных для ребенка вещах.
  2. Придерживаться последовательности при взаимодействии — малыш должен понимать, за какие поступками последует наказание или поощрение.
  3. Ограничить критику, замечания, не использовать выражения и ругательства, унизительные высказывания.
  4. Демонстрировать свои чувства, любовь к малышу, открыто проявлять их.

коррекция тревожности у дошкольников

Идеальный вариант профилактики при беспокойстве и наличии страхов — выстраивание грамотных взаимоотношений между малышами и родителями. Изначально правильная позиция снизит саму вероятность развития психологического напряжения у малыша.

Читайте также:  Страх выполнять работу
Оцените статью
Информационный портал по лечению и профилактике, заболевания желудочно-кишечного тракта