Работа занимает существенную часть нашей жизни. Она может касаться разных видов деятельности, но почти всегда приходится взаимодействовать с другими людьми. В этом случае часто возникают конфликты по разным поводам, последствия конфликта могут быть разными. В большинстве случаев конфликт несет негативную окраску, разрушает отношения, тормозит производительность труда, но конфликты на работе могут иметь и положительные последствия. Основная задача сторон — выйти из конфликта с наименьшими потерями и постараться не допускать их в будущем.
Конфликты на работе могут быть как позитивными, так и негативными
Определение понятия
Конфликт — это явление, для которого характерно наличие следующих условий:
- двух субъектов, занимающих противоположные позиции,
- ценностей, которые выступают объектом противоречия.
К конфликту можно подобрать несколько определений:
- спор,
- ссора,
- конфликт,
- конфронтация,
- противостояние,
- разногласие,
- противоборство,
- плохие отношения,
- борьба,
- негативная ситуация.
Ценности могут носить как материальный, так и нематериальный характер и выражаться в виде:
- убеждений,
- взглядов,
- достижений,
- выгод,
- денег,
- наград,
- внимания со стороны руководства.
Эти ценности в разных формах присутствуют в рабочих коллективах, на фоне столкновений интересов часто разгораются споры. Относиться к ним следует адекватно, они несут и несомненную пользу: помогают выявить скрытые проблемы, взглянуть по-новому на устоявшиеся позиции, помогают двигаться вперед к новым профессиональным высотам.
Виды конфликтов
- между сотрудниками, которым приходится тесно взаимодействовать в ходе рабочего процесса, которые трудятся в одном помещении и между ними обнаруживается противоречие, такой конфликт может быть затяжным,
- между сотрудником и руководителем,
- между человеком и группой людей (у нового сотрудника со всем коллективом, у назначенного руководителя с подчиненными),
- между группами в организации, возможны на заводах, производственных предприятиях, в строительных бригадах, где присутствует конкуренция.
Виды конфликтов на работе
Спорная ситуация коллегой
Практически на любой работе время от времени случается конфликт с коллегой . В большинстве случаев его необходимо разрешать, для этого сначала необходимо установить причину:
- противоположные цели у разных подразделений одной организации (отдел продаж и экономический отдел),
- разные характеры (один сотрудник любит болтать с коллегой, другой замкнутый),
- совпадение участков ответственности (двум сотрудникам дают похожее задание, начинается конкуренция, каждый хочет командовать) ,
- не совпадают представления о путях решения какого-либо вопроса,
- отсутствие достоверных фактов о чем-то (сотрудники распускают слухи, которые порождают отрицательную реакцию у их коллег),
- если на работе конфликт с коллегой вызван желанием последнего продвинуться по карьерной лестнице любым путем.
Конфликт на любой работе можно погасить, если знать стадии развития конфликтной ситуации. Выделяют 4 стадии:
- Начало. Зарождаются противоречия, каждая из сторон высказывает свою позицию, на этой стадии можно уладить конфликт в большинстве случаев,
- Подъем. Совершаются действия, свидетельствующие о взаимных претензиях сторон, в половине случаев конфликт можно завершить.
- Кульминация — самый острый период, стороны не желают идти на компромиссы.
- Угасание. Все претензии высказаны, возможно перемирие.
На каждой стадии можно вести себя по-разному, больше преимуществ у того сотрудника, на которого обрушивается гнев коллеги. Лучше не отвечать обвинениями, а дать себе и противнику время успокоиться.
Если конфликт на работе носит затяжной характер, но необходимо тщательно продумать линию своего поведения, понять причины такого отношения.
В зависимости от того, кратковременное это явление, коллективный заговор или типичная схема отношений между сотрудниками, нужно действовать. Необходимо оценить противника, распознать его особенности: у него тяжелый характер, он специально пытается спровоцировать, или есть реальные причины для недовольства.
С начальником
Одной из неприятных ситуаций является конфронтация с начальником. Она может выражаться в незначительных замечаниях или в постоянном недовольстве. Подобные конфликты опасны тем, что стороны в них занимают неравное положение, часто способ его разрешения приходится искать подчиненному. Причины неприязни:
- они имеют профессиональную основу, сотруднику можно исправить ситуацию, если он пытается изменить свое отношение к выполнению трудовых обязанностей,
- речь идет о личном непринятии руководителем сотрудника, когда он отрицательно отзывается о его внешности, личностных характеристиках, его семье, увлечениях, требуется масса усилий, чтобы переломить эту ситуацию, в противном случае сотруднику придется уйти.
На претензии начальника не следует отвечать грубостью и агрессией. Пути разрешения:
- спросить у руководителя, чем он недоволен, делать работу качественно,
- вежливо отвечать на претензии, приводя аргументированные доводы,
- держаться на расстоянии, стараться не попадаться на глаза,
- при наличии вышестоящего руководителя доложить ему о ситуации.
Конфликт с боссом , крайне неприятное явление
Способы разрешения
Чтобы возникший на работе конфликт разрешить или выйти из него, можно попробовать:
- приспособиться к ситуации, не отвечать на обвинения или делать это мягко, убрать свои амбиции и плыть по течению,
- идти на компромисс, согласиться с доводами противника, чтобы выиграть время и обдумать сложившееся положение,
- избегать конфронтации, есть надежда, что ситуация разрешится сама собой,
- открытая конфронтация возможна, если ощущается превосходство над силами противника,
- продуктивно взаимодействовать с противником можно, когда есть общая цель.
Как не допустить конфликт
Всегда легче избежать трудную ситуацию, чем потом разбираться с ее последствиями, но конфликт часто связан с выражением эмоций, а эмоции порой сложно сдерживать. Перед устройством на работу постарайтесь получить максимум информации об обязанностях, о внутреннем распорядке, о коллегах, о корпоративной культуре. Эти знания помогут наладить контакт с коллегами.
Каждый имеет право на свое мнение. Его нужно уважать.
Нельзя участвовать на работе в распускании сплетен, обсуждении человека за глаза, клевете.
Как избегать конфликтов на работе : позитивный настрой, дружелюбное отношение, поиск компромиссов.