На многих должностях работодатели хотят видеть людей с лидерскими качествами. Лидеры часто не получают руководящих постов в организациях, но их влияние на коллектив больше, чем у начальников. Кому-то такие качества даны от рождения, кто-то развил их упорным трудом. При приёме на работу соискателей, обладающих ярко выраженными лидерскими качествами, часто просят назвать главное профессиональное достижение лидера. Многие кандидаты испытывают в этом случае затруднения, т. к. выделить главное трудно.
Определение
В профессиональных сообществах значение лидера чрезвычайно важно. Благодаря его влиянию отдельные специалисты или весь коллектив начинают трудиться для достижения общей профессиональной цели.
Он может не принимать непосредственного участия в работе, а настроить коллег, чтобы они трудились с большим энтузиазмом.
Основные черты
- он собирает вокруг себя группу людей, которая готова идти за ним,
- он способен добиться изменения ситуации в организации в той или иной области (повышение зарплаты, улучшение условий труда),
- он готов совершенствоваться, повышать свой профессиональный уровень,
- он признаёт свои ошибки и может их исправить,
- он редко вступает в открытое противостояние с начальником.
Важные качества
Качества — это набор определённых знаний, умений, способностей, свойств, отличающих человека, который оказывается в силах сплотить вокруг себя группу людей и направить их усилия к достижению конкретной цели.
Качества — те характеристики, по которым можно безошибочно определить лидера. Часть качеств появляются в детстве, когда он учится, другие возникают во время трудовой деятельности. Часто развитие происходит в добровольном порядке: человек, имеющий задатки лидера, понимает, что от него ждут коллеги и начальство.
Существует немало классификаций лидерских качеств. Одним из самых распространённых является деление на личностные и психологические.
Личностные качества
- Уверенность в себе и своих поступках рождает доверие к нему его последователей,
- ответственность — важнейшее качество, позволяющее лидеру завоёвывать авторитет среди других,
- целеустремлённость: лидер всегда видит конечную цель, даже если не он её поставил, он ищет пути и способы её достижения,
- порядочность: он всегда должен поступать по совести, его должна отличать честность в словах и делах,
- позитивное мышление: лидер никогда не должен опускать руки, видеть во всех ситуациях положительные моменты,
- энергичность: внутри лидера всегда горит огонь, который побуждает его к покорению новых профессиональных вершин, своей энергичностью он заражает коллег,
- спокойствие: он редко даёт волю чувствам, он понимает, что проявление гнева мешает работе, он старается всегда держать себя в руках,
- лидер всегда соблюдает дисциплину, он не нарушает правила, принятые в организации,
- решительность: лидер готов к обдуманному риску, если того требуют интересы дела, он не боится новых проектов и неожиданных подходов к решению проблем.
Психологические качества
- коммуникабельность: без формирования речевых навыков в детстве и дальнейшего последовательного их формирования настоящего лидера не получится, он должен не только уметь говорить на разнообразные темы, но и уметь поддерживать разговор с подчинёнными, коллегами, руководителями, слушать и слышать других,
- гибкость характеризуется способностью лидера проявлять мудрость в любых ситуациях, даже неприятных ему,
- умение вдохновлять своим примером других важно для лидера,
- организаторские способности: он должен уметь организовать вокруг себя людей, заинтересованных в достижении конкретной цели,
- самообразование: он должен постоянно стремиться к получению новых знаний,
- отстаивание интересов коллектива, в том числе и перед начальством, от него сотрудники ждут действий, направленных на изменение их положения на работе к лучшему,
- оказание помощи нуждающимся: он может по своей инициативе помочь коллегам,
- преданность делу: он всё свое время посвящает достижению профессиональных целей.
Часто личностные и психологические качества соприкасаются, между ними бывает сложно провести границу.
Теоретические основы
Многие восхищаются лидерами, превозносят их. В жизни встречается не так много людей, обладающих врождёнными лидерскими качествами. Большинство лидеров сформировали свои лидерские таланты во взрослом возрасте.
Существуют две теории происхождения лидеров. Согласно первой, лидерство присуще людям, обладающим соответствующим набором характеристик. Сюда относят лидеров, превосходящих своих коллег в каких-то качествах, способностях (интеллект, креативность), что автоматически выдвигает их вперёд.
Ещё одна группа формируется из тех людей, которые умеют общаться, умение завязывать контакты со многими делает их лидерами.
Вторая теория объясняет появление лидеров ситуационными факторами. Человек в силу объективных обстоятельств оказывается в таких условиях, что вынужден взять на себя ответственность за успех дела, благополучие других.
Нестандартная ситуация раскрывает его характеристики, показывает, что он блестяще справляется с трудностями. Благодаря этому он может получить руководящую должность.
Эффективные методы для развития
Иногда человек чувствует, что обладает незаурядными способностями, но в силу некоторых причин не может их раскрыть и показать окружающим. Причины могут носить как субъективный, так и объективный характер. Существует несколько эффективных методов, помогающих развить в себе лидерские качества.
Часть методов связана с активной работой над собой. Лидер должен постоянно развивать уверенность в себе, своих силах. Если это даётся ему с трудом, то можно воспользоваться несколькими упражнениями, так называемыми аффирмациями, которые действуют по принципу самовнушения. Короткие фразы позитивной направленности следует повторять в течение дня. Они позволяют добиться повышения самооценки.
Ещё один метод, демонстрирующий свои успехи — ведение дневника. Делать это нужно в ежедневном режиме. Этот метод вырабатывает аккуратность, организованность и скрупулёзность.
Нельзя забывать про самообучение: человек с дополнительными знаниями быстро растёт в глазах окружающих, выдвигается вперёд.
Проявление инициативы при решении рабочих вопросов свидетельствует о склонностях лидера.
Чтобы объективно оценить наличие у себя лидерских качеств, можно поговорить с опытными людьми, которые занимают нейтральную позицию в организации. Ещё один способ — конкурс профессионального мастерства или любой другой конкурс, направленный на выявление способностей к трудовой деятельности.
Значимость и необходимость
Профессиональные качества — основа личности лидера, в профессиональной деятельности раскрываются все грани его характера. Зная их и совершенствуя, он может успешно продвигаться по карьерной лестнице. Часто лидер меняет место работы, находясь в поиске должности, где он сможет раскрыть все свои качества. Трудности могут возникнуть уже на пути составления резюме, в котором необходимо указывать свои профессиональные достижения. Оценивая их, работодатель принимает решение о трудоустройстве.
Лидер, имея соответствующие должности качества, не может выделить среди своих профессиональных достижений главное, этот факт снижает шансы получить заветную должность. Профессиональные достижения могут выражаться в:
- увеличении прибыли компании,
- заключении большого количества контрактов,
- внедрении новых проектов,
- конкретном результате, вытекающим из целей профессиональной деятельности (лечение больных, выпуск продукции, издание книги, внедрение новой технологии).
Главное достижение можно оценивать по-разному: по величине количественных показателей, по положительным отзывам окружающих, по наибольшей отдаче. Претенденту на должность, обладающему лидерскими качествами, придётся делать это самостоятельно. Ему нужно быть готовым продемонстрировать свои лидерские качества в ходе процесса приёма на работу.