Сравнительно новая система НЛП постоянно дополняется новыми методиками, помогающими работать над собой, позволяющими научиться управлять вербальными и невербальными приемами коммуникации. Неудивительно, что так много людей хотят узнать, как научиться нейролингвистическому программированию. Освоить подобные техники несложно. Главное — уделять этому достаточное количество времени.
Суть нейролингвистического программирования
НЛП — одно из самых обсуждаемых направлений современной практической психологии. Это объясняется множеством причин:
- Методы, которые использует нейролингвистическое программирование, вмещают в себя несколько смежных дисциплин: языкознание, психотерапию, программирование и психологию. НЛП – сравнительно новое направление, которое нацелено на активное практическое применение.
- Эффективность и польза этих приёмов осуждаются некоторыми представителями академического сообщества, и это подогревает интерес к этой дисциплине.
- Обучение и тренинг НЛП позволяет человеку освоить базовые навыки, которые включают в себя полный спектр упражнений, в т. ч. и гипноз.
- НЛП изучает материалы и позитивный опыт гипнотерапии, гештальтпсихологии и лингвистики для дальнейшего использования этих знаний.
НЛП — не полноценная наука, а только теоретические и практические знания, которые из-за характерных особенностей получения не считаются подтверждёнными научным сообществом. Создатели изначально не планировали разрабатывать полную теорию. Целью было формирование общедоступных и простых техник влияния, основанных на сложных методах и приёмах психологов-практиков.
Области применения навыков НЛП
НЛП помогает человеку научиться наблюдать за окружающими, анализировать мотивы поступков. Обладая этими умениями, он может строить крепкие взаимоотношения и эффективно влиять на людей, как это делают мастера общения и психологи.
Вопрос изучения НЛП актуален в современное время, т. к. сфера его применения обширна. В НЛП входят следующие направления:
- Искусство ораторское, актёрское и сценическое.
- Психотерапия и гипноз.
- Управление.
- Журналистика.
- Литература.
- Юриспруденция.
Одна из главных особенностей НЛП в том, что оно даёт практическое руководство по овладению коммуникативными навыками, которые необходимы людям, работающим в социальных сферах. Эти уроки помогают саморазвитию и самосовершенствованию.
Человек меняется эмоционально, достигает гибкости в поведении с окружающими. Новые техники, тренинги по НЛП позволяют сохранять здоровую психологическую форму, лечить фобии, поддерживать высокие показатели умственной деятельности и работоспособности.
Этапы обучения техникам НЛП
Принцип обучения предполагает, что без основательной теоретической базы знаний человек не сможет получить необходимую информацию и использовать приёмы и методы на практике.
Каждый волен выбирать для себя удобный метод обучения: самоучители для начинающих (библиотеки и книжные магазины, по желанию клиента предложат много учебной литературы) или же тренинг-центры.
Современная методика изучения теории НЛП, которую предлагают эти организации, состоит из трёх этапов:
- «Практик» — человек, самостоятельно или вместе с группой на тренингах изучающий базовые навыки нейролингвистического программирования, со временем их совершенствует и применяет на практике.
- «Мастер» — более детальное и обширное изучение как основных, так и дополнительных техник НЛП.
- «Тренер» — этот этап наступает после завершения обучения, и человек самостоятельно работает с аудиторией уже в качестве преподавателя.
Прежде чем останавливать выбор на конкретном тренинге, нужно пройти небольшое тестирование. Оно покажет, какие теоретические знания есть у человека, можно ли начать курс обучения.
5 основных уроков НЛП
Сейчас полноценное обучение НЛП проводится и в режиме онлайн. Если у человека есть желание, но нет возможности посещать курсы, можно записаться на онлайн-уроки. Один такой курс вмещает в себе все ключевые понятия и приёмы, изучение которых лежит в основе освоения более продвинутых концепций. Он также поможет начать практическое применение усвоенных навыков. Пять основных уроков описаны ниже.
Метамодель программирования
В 2018 году одной из самых доступных концепций программирования является метамодель, которая также известна под названием модель языка. Упражнения, которые используют для развития навыка, помогают понять смысл речи собеседника.
Это большая проблема, когда человек, высказывая свои мысли, часто путается в словах, не передавая того, что он в действительности хотел бы рассказать. Что-то неумышленно искажается, иное просто упускается из вида.
Человек не сможет правильно понять оппонента, если тот будет некорректно объясняться. Первый урок был разработан совместно с психоаналитиками и психотерапевтами.
Они сформулировали ряд специализированных направлений, помогающих постигнуть глубину человеческой мысли. Модель языка в НЛП поможет понимать собеседника, а иногда менять его восприятие через использование определённых техник психотерапии.
Позиции восприятия и фрейминг
Этот урок знакомит с двумя нужными и полезными упражнениями (техниками). Первое позволяет работать с 5 позициями репрезентации и восприятия. Фрейминг помогает обрамлять свои мысли в конкретные формулы. Это дает возможность следить за своей речью и править ее, совершенствуя свои коммуникативные способности. Обе модели упражнений активно воздействуют на речевые способности, делая их более активными и гибкими.
Репрезентативные системы
Этот урок также знакомит с лингвистическими системами, но рассматривает их с точки зрения понимания нейропроцесов, т. е. того, какое воздействие они имеют на психику. Во время этого занятия разбирают, что такое органы чувств, как они могут влиять на интерпретацию получаемого человеком опыта.
Калибровка, постройка, раппорт
Также как речь важны и естественные процессы организма. Они сопровождают абсолютно все моменты коммуникации и взаимодействия людей. Всем хорошо известно, что невербальные приёмы так же активно используются, как и вербальные.
Этот урок предполагает упражнения, которые позволяют человеку научиться влиять на физиологическую сторону во время коммуникации. Это поможет быть хорошим, удобным собеседником во время построения диалога с разными людьми.
Якорение, результативность
Здесь рассматриваются те техники программирования, которые направлены на повышение эффективности человека и нервных процессов в его организме. В рамках НЛП появились такие популярные и востребованные методы улучшения, как SMART. Этот урок помогает изучить на практике основные модели, необходимые для управления эмоциональным состоянием и мотивацией.
Чтобы во время уроков успешно освоить базовые техники, человеку необходимо:
- Изучать теоретические данные. Важно, чтобы ученик запоминал не только ход действий и их последовательность, но и полноценное описание, все факты, относящиеся к технике НЛП.
- Тренироваться самостоятельно. Так практикуются ранее выученные приёмы и методы.
- Применять практически, но аккуратно. Делается это, чтобы не испортить отношения с окружающими.
Постоянное использование техник позволит усовершенствовать навык и полностью овладеть НЛП.
Применение знаний на практике учит человека самостоятельно создавать новые, удобные для себя и не менее успешные приёмы, а также повышает уровень внимательности в беседе.
Принципы или пресуппозиции
Во время создания техник НЛП разработчики тщательно изучили и объединили уже известный материал в одну структуру. Она была названа «Системой Пресуппозиций». В лингвистическом программировании они выступают в роли инструментов, которые облегчают результаты применяемых методов. Основные пресуппозиции НЛП:
- Не бывает поражений, есть только обратная связь. Этот принцип был создан на основе материалов Эшби. Программирование нельзя рассматривать в рамках двух основных понятий «неудачи» и «успеха». Любые отрицательные результаты — не повод для разочарования, а необходимая и важная информация, определяющая степень эффективности тех или иных действий человека.
- Карта не есть территория. В топографии даже самая подробная карта не даёт максимально точных показаний действительности. Слова тоже не всегда 100% отображают наш опыт, хотя являются его репрезентацией. Нейролингвистическое программирование предполагает два уровня явлений, внешнюю и внутреннюю реальность. Техники работают с убеждениями и индивидуальным восприятием реальности, это и есть карта. Человек, у которого хорошо развита гибкость в общении, имеет больше влияния на окружающий мир и систему. Он в состоянии выбирать больше вариантов решения ситуации, т. к. в его коммуникативном арсенале есть конкретный набор инструментов для этого.
- Поведение и личность – разные понятия. Человек сам по себе представляет нечто большее, чем то, как он ведёт себя в социуме. В жизненных ситуациях он проявляет себя особым образом, совершает поступки, иногда они продиктованы чьим-то влиянием, иногда сделаны и вовсе не намеренно. Человеческое поведение не отображает личность.
- Тело и разум имеют прочную связь. Неизбежно их влияние друг на друга. Это происходит по физиологическим причинам. В человеческом теле заложено более 100 миллиардов нейронов, большая часть которых расположена в головном мозге. Каждая нервная клетка соединена в одно целое, это доказывает взаимосвязь разума и тела.
- В основе поведения лежит позитивное намерение. Этот принцип вписал в свою систему Сатир. Суть этой пресуппозиции в том, что даже негативные действия в программировании рассматриваются как неосознанное положительное намерение.
Эти принципы (пресуппозиции) часто упоминаются в учебной литературе.
Заключение
НЛП ориентируется на разработку приёмов и прикладных техник, которые помогают направлять и исправлять человеческое поведение. Освоить их несложно. Нужно уделять этому достаточное количество времени, постоянно практиковать новые техники и отмечать полученные результаты. Пусть они не будут сразу высокими, но мало-помалу удастся достичь желаемого и полностью освоить НЛП на уровне «тренера».