Избавляемся от синдрома вахтера

Каждый встречал на своем пути страдающего от этой болезни. Проявляется она в стремлении максимально использовать свою маленькую власть. Это люди, которые почувствовали свою важность и преднамеренно создают всем остальным преграды, придираются к каждой мелочи, отравляют жизнь, как могут. Этот синдром наглядно подтверждает высказывание «власть портит человека».

Синдром вахтера

Каждый встречал человека, страдающего синдромом вахтера

Общая информация

Такое поведение психология объясняет желанием утвердиться за счет других людей, которые попали во власть этого неудачника. Как правило, такой человек не состоялся ни в личном, ни в профессиональном плане. Он нарушает все законы нравственности и логического мышления, действует низко, подло и мерзко. Самый большой страх такого человека – ответственность за собственное поведение.

Но есть и другое объяснение: даже маленький заведующий отвечает за свою территорию. Часто происходят случаи, когда люди, стоящие выше его по положению, наломали дров, а виноват все равно «вахтер». В таком случае руководитель с синдромом вахтера считает себя действительно виновным и старается следить за всеми мелочами и ничего не упускать. А при встрече с чем-нибудь неизвестным старается это запретить, чтобы ничего плохого не случилось. Но и за такое поведение его все равно наказывают.

Причины

Синдром вахтера – очень распространенная болезнь и присутствует у каждого человека в разном объеме. Но существуют определенные причины ее появления и развития.

  1. Власть и контроль над другими, данные человеку. Многих людей это портит.
  2. Личная неполноценность и ничтожность, которые отражаются на человеке. Каждый, кто не состоялся в карьерном плане, может иметь этот комплекс.
  3. Незаменимость некоторых сотрудников. В каждом предприятии или компании есть человек, который многое делает, и без него значительная часть работы просто не будет происходить. Часто такие незаменимые люди пользуются своей важностью и отказываются выполнять приказы руководства, издеваются над другими сотрудниками и т. д., наглеют, как только могут.
Читайте также:  Все об интонации

В жизни

В жизни синдром вахтера может проявляться не только у вахтеров, уборщиц, охранников и гардеробщиков. Часто этому недугу подвергаются мелкие боссы, офисные работники, имеющие хоть какую-то власть, низшие чины в военной и полицейской службе, некоторые преподаватели и чиновники, работающие в приемных. Такие люди имитируют бурную деятельность, лишь бы их не отвлекали и вообще не трогали. И если задеть вахтера, то он всеми возможными способами намекнет, что вы непонятно кто, и вообще непонятно, зачем сюда пришли.

Единственная цель человека, страдающего комплексом маленького руководителя, это показать, что ваша просьба невыполнима. А если и очень важна, то сделать это безумно сложно и стоить будет просто огромнейших усилий такому важному человеку.

В интернете

В интернете недугу вахтера подвержены системные администраторы различных сайтов и модераторы. Может проявляться на любых ресурсах. К примеру, на форумах они ищут нарушителей, поучают всех вокруг и стараются исполнять чужие обязанности, показывая свою важность.

В социальных сетях подверженными синдрому начальника считают некоторых администраторов групп и сообществ. В связи с тем, что это их территория, такие люди считают своим правом делать все, что хотят, а другие не вправе их останавливать. Чувство безнаказанности порождает еще более абсурдные действия со стороны этого вахтера.

Модераторы и администраторы часто отвечают на сообщения пользователей с большой неохотой и показывают, как они раздражены такими глупыми, очевидными вопросами. Они пытаются сказать, что уже сделали вам огромное одолжение, когда ответили на вопрос.

На некоторых сайтах такие экземпляры любят банить людей по любому поводу и потом смотреть, как этот человек вымаливает прощение. Часто выставляют предупреждения за якобы оскорбление. Под прикрытием исправления грамматических ошибок в статье, исправляют и стирают все, что можно и нельзя или не нравится. А те, что неспособны даже править статьи, просто ставят пометки о неграмотности и несоответствии.

Злой программист

Модераторы и администраторы форумов нередко страдают синдромом вахтера

Держать и не пущать

«Держать и не пущать» – принцип самовлюбленных командиров, которые вышли из низкого сословия. Это выражение используется еще с древних времен и в современной психологии объясняется, как желание такого начальника никого никуда не пускать, запретить все, что можно, и ругать за все то, что не запрещено. Такой индивидуум втайне может радоваться, что всем нельзя, а ему и его друзьям можно. Существуют смельчаки, которые пытаются возмущаться такими запретами, но властелин быстро их успокаивает.

«Держать и не пущать» – высшая степень проявления синдрома вахтера, с точки зрения психологии. Объясняется как попытка повысить свой уровень самооценки и показать другим, кто тут главный.

Комплекс неполноценности здесь сочетается с манией величия, что иногда может привести к пагубным последствиям.

Административный восторг

Является частным случаем синдрома вахтера и выражается в упоении своей властью над остальными пользователями. Проявляется у людей, которые обладают полномочиями администратора. Такой работник может использовать свои возможности для удовлетворения личных амбиций.

Человек считает, что может определять, кто прав, а кто нет, и наказывать виновных так, как посчитает нужным. Обычно козел отпущения определяется наугад. Интересно то, что такой администратор абсолютно уверен, что он все делает правильно и действует из благих побуждений.

Административный восторг

Больной наугад выбирает козла отпущения

Метод обнаружения

Психология говорит, что для обнаружения этого заболевания существует очень простой и проверенный способ. Это тест с одним вопросом и очевидным на него ответом. Притворитесь клиентом или попросите кого-нибудь из своих близких сделать это, и задайте сотруднику следующий вопрос: «Вы сейчас работаете?». Важно помнить, что ответ обязан быть очевидным. Нормальный работник ответит «да» или «нет». А вот эмоциональные и экспрессивные ответы, наполненные сарказмом, колкостями или другими не совсем приятными выражениями говорят о склонности такого человека к синдрому вахтера, а также свидетельствуют о его профессиональной непригодности.

Бюрократ

Распознать больного человека можно при помощи простого вопроса

Варианты борьбы

Если вы шеф, директор или заведующий и заметили у своего подчиненного синдром маленького начальника, необходимо предпринять следующие шаги:

  • провести тренинг и рассказать, как работать с сотрудниками, страдающими от этого комплекса, и как работать самим больным с клиентами и коллегами (рекомендуется провести по всей компании для профилактики у других сотрудников, склонных к этой же проблеме),
  • при условии, что это маленький коллектив, можно ограничиться приватным разговором с этим подчиненным: нужно указать на проблему и вместе обсудить ее причины и варианты решения, лучше еще раз напомнить о правилах общения в компании или с другими людьми,
  • на начальных стадиях хвалить такого сотрудника для повышения его самооценки: в этом случае у него отпадет желание доказывать остальным свою важность и власть,
  • перевести работника, у которого выявлен синдром вахтера, на другую должность, которая не связана с общением с клиентами: если это не помогло, то лишить его власти, т. е. понизить,
  • психологи советуют дать премию этому индивидууму, похвалить перед остальными сотрудниками и повесить его фото на доску почета,
  • составить систему отзывов и оценок: приучить всех сотрудников и клиентов оценивать работу других, подчинить этой системе раздачу бонусов и премий, чтобы у сотрудников был еще больший стимул работать качественнее,
  • за дополнительную плату нагрузить некоторой работой, это повысит значимость такого сотрудника, и он перестанет вымещать свою злость и агрессию на других.

Во многих европейских странах с этой болезнью ведут борьбу посредством введения юридических стандартов и четко сформулированных правил, а в некоторых странах комплекс карается достаточно жестокой мерой наказания.

Правила поведения

Если обыкновенный человек встретился с индивидуумом с таким синдромом, то ему следует придерживаться определенных правил.

  1. Не придавать значимости поведению такого работника, не следует раздражаться при нем и показывать свое смущение и обиду.
  2. Не проявлять особой вежливости, потому что она воспринимается как зеленый сигнал для применения своей силы, самоуправства.
  3. Лучше всего четко формулировать свое желание или цель, делать это следует холодным голосом, не выражающим особых эмоций.
  4. Спросить имя и фамилию этого вахтера, объясняя свой интерес тем, что такое его поведение не останется незамеченным и безнаказанным: вышестоящее руководство будет проинформировано.
  5. В крайнем случае пригрозить жалобой на него контролирующим органам.
Оцените статью
Информационный портал по лечению и профилактике, заболевания желудочно-кишечного тракта